Рок-н-ролл

Рок-н-ролл как форма музыкального самовыражения появился в 50-е годы, в 60-е он окреп и трансформировался в отдельный социокультурный феномен. Но в последующее десятилетие рок-музыка, расцветя всеми красками, превратилась в уникальную форму искусства. Большого Искусства, неотделимого от жизни.

К началу 70-х все выглядело не очень обнадеживающе. Прошествовав уверенной поступью по умонастроениям людей, юная, но уже успевшая повидать виды поп-культура, на излете предыдущего десятилетия казалась немного потрепанной, разочарованной и измученной. Ее очаровательная улыбка более не представлялась столь радужной п завораживающей. Светлая, исполненная надежд эпоха цветов явила свой циничный оскал, когда на концерте Rolling Stones в Алтамонте был убит зритель, лившиеся бесконечным потоком песни о любви и счастье не вылечили мир, в слове «хиппи» оставалось все меньше романтики, когда на смену надеждам пришло равнодушие, и многие еще вчерашние длинноволосые глашатаи свободного и беспечного образа жизни постепенно превращались в угрюмых маргиналов.

«Битлз», главный символ 60-х, группа, от которой на протяжении многих лет, как ни от кого другого, привыкли ждать музыкальных откровений, прекратила свое существование. К концу десятилетия верулся Элвис, вернулся в образе героя рок-н-ролла, но для людей, успевших: а) привыкнуть к его никчемным фильмам, и б) отвыкнуть от его присутствия в рок-мире вообще, таковым он уже не являлся. Искушенная публика не повелась на этот трюк, и, не сумев стать волюционером массового музыкального сознания во второй раз, Король незаметно переключился на амплуа эстрадного певца. По-прежнему великого, но все-таки уже эстрадного. Об остальных корифеях первой волны рок-н-ролла — таких, как Чак Берри, Джерри Ли Льюис, Литл Ричард, Карл Перкинс, Фэтс Домино и других, — похоже, никто уже вообще не вспоминал.

Великие группы, некогда шедшие с «битлами» рука об руку — The Kinks, The Hollies, The Mamas & The Papas, The Beach Boys, The Byrds, — все чаще обнаруживали кризис идей и звучали как самопародии, а иные и вовсе приказали долго жить. Увы, свое главное слово в этом бизнесе они, судя по всему, сказали, и шанс вставить какую- либо весомую фразу и быть услышанными будет им представляться все реже и реже.

К началу 70-х были мертвы Джим Моррисон, Брайан Джонс, Джими Хендрикс. Дженис Джоплин...
Словом. 60-е оставили новому десятилетию весьма сомнительное наследие, вынудив его взирать на не очень веселую картину...

Но ушедшая бурная эпоха предоставила нарождавшемуся рок-поколению богатейшую палитру музыкальных красок, и задача пришедших на смену вчерашним героям артистов состояла прежде всего в том. чтобы умело и умно этим подарком воспользоваться.

Сегодня мы прекрасно знаем, что им удалось сделать не только это, но и несоизмеримо большее: разрушив все творческие барьеры и избавившись от предрассудков и условностей, подарить миру фактически новую форму музыкального искусства — то, что мы теперь привычно называем классическим роком. Ведь классический рок — это, со всеми оговорками и отступлениями, прежде всего 70-е. Калейдоскопический сонм стилей и направлений — хард-, арт-, софт-, кантри-, фолк-, глэм-, эйсид-, панк — и прочий рок — обозначился еще в предыдущем десятилетии, но расцвел буйными цветами и достиг своего апогея именно в то время, когда Led Zeppelin сводили с ума громадные концертные площадки, а Иэн Андерсон, стоя на одной ноге, священнодействовал на своей флейте. Когда от потусторонних, устрашающих риффов Тони Айомми мурашки на спинах слушателей бегали наперегонки, а от страстных инструментальных перекличек Emerson, Lake & Palmer становилось немного не по себе: неужели люди умеют ВОТ ТАК? Когда с первых же звуков Deep Purple In Rock было понятно, что такой музыки раньше не существовало в природе,а каждый новый всплеск творческой энергии Дэвида Боуи воспринимался как откровение...

А одни только имена! Вот посмотрите: Queen, Slade, Fleetwood Mac, 10 cc, Elton John, Alice Cooper, Aerosmith, T.Rex, Yes,
Van Der Graaf Generator. Gentle Giant, Sweet, Electric Light Orchestra, Rod Stewart, Pavlov’s Dog, Roxy Music, The Jam, Lou Reed. Kraftwerk, Tina Turner, Manfred Mann’s Earth Band, Frank Zappa. Billy Joel, Suzi Quatro, Nazareth, Scorpions, Tom Petty & The Heartbreakers, The Police, Iggy Pop & The Stooges, Rainbow, Three Dog Night, Stranglers, Tangerine Dream,
Roy Wood & The Wizzard... Знаете, кто это? Это коллективы и исполнители, которые НЕ ВОШЛИ в наш специальный выпуск, посвященный 70-м годам. Либо мы упоминаем об этих артистах только вскользь. Предвидя недоуменные и во многом справедливые упреки наших читателей, необходимо сразу оговориться: все-таки мы готовили не энциклопедию, а формат журнала при всем желании и любом раскладе не предполагает исчерпывающего рассказа обо всем, о чем хочется. Мы же ставили перед собой цель написать пусть избирательно, но как можно более информативно. Конечно, кое о каких вышеупомянутых музыкантах, успевших оставить заметный след в обозреваемый здесь период, мы расскажем в выпусках, посвященных другим рок-десятилетиям, но суть не в этом. Просто представьте себе еще раз, какое сумасшедшее и богатейшее на таланты было это время, раз даже о таких замечательных группах, как King Crimson или, скажем, Budgie, мы вынуждены упомянуть лишь фрагментарно!

Надеемся, вы будете благосклонны и сможете закрыть глаза на это умышленное недоразумение — недоразумение, которое возможно только в том случае, если мы говорим о самом потрясающем периоде в рок-истории, воистину золотом периоде рока.