Какой саксофон выбрать?
Альт? Тенор? Сопрано? Баритон? Любую музыку можно исполнить на любом виде саксофона. Альт, Тенор, Сопрано и Баритон саксофоны, в первую очередь, имеют разные характеры – и инструмент Вам должен подходить именно по характеру! Сопрано и Баритон саксофоны чаще всего являются дополнительными инструментами, а основные - это Альт и Тенор, хотя, разумеется бывают и исключения. Начинать своё обучение всё же лучше с Альт или Тенор-саксофона, так как для новичка освоение Сопрано или Баритона связано с несколькими дополнительными трудностями. Для решения вопроса выбора, какой саксофон вам ближе по духу - Альт или Тенор, есть парочка способов:
1 – если у Вас есть любимый саксофонист, то и саксофон, скорее всего, Вам подойдёт как у него.
2 – посмотреть в Интернете видео (например, на сайте www.youtube.com набрать в поиске «sax alto» и «sax tenor») Лучше всего посмотреть и послушать как можно большее количество разных саксофонистов и разной музыки…
Приобретение саксофона
Очень советую сначала несколько разобраться в этом вопросе: сколько людей — столько и мнений. Если для Вас не имеет значения между $500 и $5000, то тогда конечно можно смело поехать в ближайший хороший магазин и купить топовую модель одного из самых известных саксофонных брендов (Selmer (Paris), Yamaha, Yanagisawa). Если же Ваши средства ограничены, то стоит задать себе несколько вопросов:
1 – Новый саксофон или б/у?
2 – Бюджет?
3 – Производитель – Франция, Япония, США или Чехия (Чехословакия), Германия (ГДР), Тайвань, Китай?
Для начинающего подойдёт как супер-профессиональный Selmer (Paris) за $7000 так и китайский «ноу нэйм» за $250, главное чтобы он был в безупречном техническом состоянии. Помните, что и совсем недорогой инструмент может приносить Вам Радость! Если Вы сомневаетесь в своих намерениях насчёт саксофона, то единственно верное решение — купить недорогой, ликвидный инструмент. Саксофон напрокат – идея плохая, так как скорее всего он будет в неисправном техническом состоянии, и игра на нём Вас только разочарует. Если не понравится — всегда можно продать.
Представление о звуке саксофона тоже нужно воспитывать. Думаю далеко не каждому новичку понятны отличия в звуке саксофона, тем более, если новичок сам будет пробовать играть на разных инструментах — скорее всего вообще ничего не поймёт или сильно ошибётся в выборе... Если уж определиться что больше нравится альт или тенор трудно, то уж как трудно определиться с мундштуком или тем более с саксофоном...
Покупка старых «демократовских» саксофонов очень распространённых в СССР (производства Amati (Чехословакия), B&S, Weltklang (ГДР), Luxor (Румыния)), чаще всего не имеет смысла, так как подавляющее большинство на нынешний момент находятся в далеко не лучшем техническом состоянии, а на восстановление таких инструментов у хорошего мастера по ремонту саксофонов нужно денег больше, чем такой саксофон стоит. Если сложить стоимость такого саксофона и стоимость ремонта, то получается сумма достаточная для приобретения саксофона например, производства Японии, причём в хорошем состоянии. Кроме всего прочего, «демократовские» саксофоны отличаются неудобной устаревшей конструкцией механики и имеют ещё ряд недостатков.
Китайские саксофоны не так плохи, как принято думать, на самом деле, они бывают как совсем некачественные, которые разваливаются при первом прикосновении, так и подходящие для обучения. Нужно очень внимательно осматривать инструмент перед покупкой, и, если Вы заметите что-либо, что Вам не понравится, то есть какую-нибудь "некрасивость", то однозначно именно этот саксофон не покупайте, а осмотрите следующий и, возможно, Вам повезёт. Однако стоит иметь в виду, что рано или поздно Вам захочется играть на более серьёзном инструменте, а при продаже нового купленного в магазине китайского саксофона Вы потеряете как минимум 30% от первоначальной стоимости.
В выборе саксофона лучше исходить из соотношения цена-качество ну и, конечно, иметь в виду ликвидность инструмента (вдруг Вам через пару месяцев захочется перейти с альта на тенор или наоборот, или приобрести саксофон более высокого класса, или вообще перейти на бальные танцы)))
Примерные цены на саксофоны
Новые саксофоны в Московских магазинах: Selmer (Paris) от $5000, YANAGISAWA (Japan) от $2800, YAMAHA (Japan) от $1500 (серия Standard производства Малайзии или Китая) и от $2700 (серия Professional производства Японии), P.Mauriat (Taiwan) от $1400, Trevor J. James (Taiwan) от $850, Conn-Selmer (USA) от $700 (производства Китая), другие саксофоны производства Китая от $450. Цена бывших в употреблении саксофонов очень сильно зависит от их состояния. Вот примерные цены на очень привлекательные предложения которые мне встречались: Selmer (Paris) от $2500, YANAGISAWA (Japan) от $1000, YAMAHA (Japan) от $850 (производства Японии), P.Mauriat (Taiwan) от $800, Trevor J. James (Taiwan) от $500, Conn-Selmer (USA) от $450 (производства Китая), другие саксофоны производства Китая от $200, саксофоны производства Чехословакии и ГДР от $200. Если Вам предложили дешевле, то это или "волшебный случай, который выпадает один раз на миллион" или Вы общаетесь с мошенниками... Чудеса, конечно, бывают, но крайне редко... ;)
Мундштук для начинающего саксофониста
Почти наверняка вполне подойдёт и тот который идёт в комплекте с саксофоном. Особенно это касается саксофонов Selmer (Paris), Yanagisawa, YAMAHA, Keilwerth, Trevor J. James, Vito (Japan) — все эти фирмы комплектуют свои саксофоны очень хорошими мундштуками для начинающих. Если же не подойдёт, то можно приобрести хороший и дешёвый мундштук для начинающего – Rico Royal Graftonite (лигатура и колпачок к Rico Royal продаются отдельно – тоже необходимо купить, хотя могут подойти и от Вашего комплектного мундштука — нужно примерять). Rico Royal Graftonite + лигатура + колпачок = не более $35. Подходящие разновидности Rico Royal Graftonite в порядке предпочтения: B3 или A3 или B5 или A5. Или чуть более дорогой вариант — мундштук Rico La Voz (лигатура и колпачок так же продаются отдельно). Если же не экономить, то можно приобрести прекрасный мундштук для начинающего Vandoren V16 A5 или Vandoren V5 Jazz A27. Но самый лучший вариант — приобрести проверенный временем эбонитовый Meyer 5M для альт саксофона (новый $180), а для тенор саксофона металлический Otto Link Super Tone Master 6 (новый $290). Помните, что звук саксофона, а так же управляемость и комфорт игры в первую очередь зависят от самого саксофониста, но так же очень большое значение имеют конструкция и качество мундштука. Экономить на мундштуке не стоит.
Наклейка на мундштук
Это самоклеющаяся прокладка, изготовленная из пластичного материала (силикон, резина, винил), которая защищает от повреждения зубы и мундштук, а так же создаёт при игре комфорт. Зубы не скользят по мундштуку. Часть вибрации переходящая с мундштука на зубы и далее на слуховой нерв через кости черепа глушится наклейкой (эффективность зависит от материала и толщины), тем самым наклейка помогает слышать более реальный звук Вашего саксофона.
Трости для начинающего саксофониста
Существует сочетаемость мундштуков и тростей, то есть на одном и том же мундштуке разные трости будут вести себя по разному. Кроме собственно звука есть ещё очень важный параметр — управляемость. Для мундштуков Meyer и Otto Link рекомендую приобретать трости фирмы Rico http://ricoreeds.com/, для мундштуков Vandoren однозначно следует приобретать трости фирмы Vandoren http://www.vandoren.com/, для мундштуков Rico Royal Graftonite и Rico La Voz однозначно следует приобретать трости фирмы Rico, для комплектных китайских и тайваньских мундштуков рекомендую приобретать трости фирмы Vandoren, для мундштуков YAMAHA, Yanagisawa, Keilwerth, Trevor J. James, Vito (Japan) рекомендую приобретать трости фирмы Rico.
Трости для начинающего фирмы Vandoren в порядке предпочтения:
Vandoren Traditional 1,5;
Vandoren Java 2;
Vandoren ZZ 2;
Vandoren V16 2;
Vandoren Java Filed — Red Cut 1,5.
Трости для начинающего фирмы Rico в порядке предпочтения:
Rico 2;
Rico Royal 2;
Rico Frederick L. Hemke 2;
Rico Select Jazz 2S;
Rico La Voz S (Soft);
Rico Reserve 2.
Трости для начинающего других фирм:
Rigotti Gold 2;
Alexander Superial 2;
Alexander DC 2;
Alexander NY 2;
Alexander Classique 1,5;
Zonda 2B.
Гайтан
Слово "Гайтан" происходит из тюркского языка — это тот самый ошейник, на котором висит саксофон. :) От него достаточно сильно зависит, как много удовольствия Вы получите от игры на саксофоне.
Гайтан должен быть достаточно прочным, чтобы Ваш саксофон не упал неожиданно на пол и не сломался. Крючок, которым прикрепляется саксофон к гайтану, должен быть надёжным и не должен самопроизвольно отстёгиваться, а так же крючок не должен портить покрытие саксофона, и тем более кольцо за которое он цепляется. Гайтан должен удобно регулироваться, чтобы Вы могли настроить его под себя. Гайтан должен быть достаточно широким в том месте где ложится на шею, не должен пережимать кровеносные сосуды, вес саксофона должен равномерно распределяться по всей поверхности гайтана.
Возможно, Вам понадобятся даже два гайтана, так как прекрасные и очень удобные гайтаны с широким основанием из материалов не пропускающих воздух в жаркое время года могут причинять и некоторый дискомфорт. Летом удобнее будет использовать гайтан несколько менее широкий изготовленный из синтетической ленты, которую достаточно несложно содержать в чистоте.
Гайтаны различаются по размерам. Чем крупнее саксофон и саксофонист, тем длиннее гайтан. Для более тяжёлых видов саксофонов требуются более широкие гайтаны. Размеры бывают Сопрано/Альт, Тенор/Баритон и универсальный Альт/Тенор, но в любом случае для выбора гайтана необходима примерка. Другими словами гайтан должен быть удобный, надёжный и, конечно же, красивый.
Оптимальный порядок сборки и разборки саксофона
Сборка саксофона:
1 – открыть кофр
2 – извлечь трость из индивидуальной упаковки (чехольчика) и поместить её кончиком в рот, размачивая слюной примерно 3-5 минут (если трость слишком сухая – возможно дольше)
3 – надеть гайтан и проверить его прочность
4 – смазать оба конца эски (и тот на который мундштук надевается, и тот который в саксофон вставляется, только без фанатизма – лишняя смазка собирает грязь)
5 – покручивая надеть мундштук на эску
6 – надеть лигатуру на мундштук (не до конца)
7 – вставить трость толстым концом под лигатуру
8 – установить трость максимально ровно на площадке мундштука
9 – окончательно установить лигатуру на место и затянуть винты (не слишком сильно)
10 – ещё раз проверить правильность установки трости (прижмите кончик трости большим пальцем к краю мундштука. Он должен быть вровень с кончиком мундштука и должен полностью закрывать окошко мундштука)
11 – положить эску с мундштуком и установленной тростью на горизонтальную поверхность (лучше на мягкую)
12 – аккуратно достать саксофон из кофра (правой рукой за раструб)
13 – пристегнуть гайтан
14 – взять саксофон подмышку правой руки, продолжая держать правой рукой за раструб
15 – левой рукой извлечь защитный колпачок из ствола саксофона
16 – убрать защитный колпачок в кофр
17 – левой рукой взять эску с мундштуком и установленной тростью
18 – вставить, покручивая эску в ствол саксофона, установить в правильное положение и слегка закрутить фиксирующий винт
19 – отпустить саксофон, так чтобы он повис на гайтане
20 – скорректировать положение мундштука
21 – саксофон готов к игре
Разборка саксофона:
1 – взять саксофон подмышку правой руки, удерживая его правой рукой за раструб
2 – левой рукой ослабить фиксирующий эску винт
3 – левой рукой покручивающими движениями вынуть эску из саксофона
4 – положить эску с мундштуком и установленной тростью на горизонтальную поверхность (лучше на мягкую)
5 – вставить защитный колпачок в ствол саксофона
6 – совсем слегка закрутить фиксирующий эску винт (только чтобы не потерялся)
7 – отстегнуть гайтан
8 – убрать саксофон в кофр
9 – снять мундштук с эски и положить (не ставить!) на горизонтальную поверхность (лучше на мягкую)
10 – протереть эску мягкой сухой тканью
11 – убрать эску в кофр (лучше всего в индивидуальном чехле)
12 – ослабив винты, снять лигатуру с мундштука и положить её на горизонтальную поверхность (лучше на мягкую)
13 – отделить трость от мундштука
14 – положить мундштук (не ставить!) на горизонтальную поверхность (лучше на мягкую)
15 – протереть трость мягкой сухой тканью, убрать её в кофр в индивидуальном чехле
16 – протереть мундштук мягкой сухой тканью, надеть лигатуру, установить старую трость, слегка закрутить винты лигатуры, надеть защитный колпачок
17 – убрать мундштук в кофр (лучше в индивидуальном чехле)
18 – снять гайтан и убрать его в кофр
19 – закрыть кофр
20 – проверить надёжно ли закрыты замки кофра, хорошо ли держатся ручки и ремни кофра. Ничего не забыли?
21 – в путь!
Лучше всего сборку и разборку производить всегда в одном и том же порядке, и все предметы складывать в одно и то же место. Таким образом Вы отработаете эти действия до автоматизма и шанс что-либо повредить или потерять будет минимальный.