Музыкальные стили

В данной статье мне хотелось бы поговорить о том, с какими мерками подходить к тому многообразному явлению, которое мы называем современной российской инструментальной музыкой. Поэтому для начала посмотрим на то, как вообще относиться к идее классификации. Существует несколько подходов к тому, как раскладывать по полочкам явления, заметные в мире музыки. Выделю некоторые из таких подходов. Прежде всего – музыковедческий, когда этим занимается специалист, получивший профессиональное искусствоведческое образование, знающий о предмете многое – и историю и теорию. Другой подход – журналистский. Чаще всего, здесь мы встречаемся с поверхностными оценками, идущими от упрощенного представления о жанрах. Оно ближе всего к широко распространенному, если не сказать – обывательскому. Третий подход имеет отношение к поп-бизнесу, где разделение на стили несколько более изощренное. Но в данном случае оно сориентировано на вкусы и предпочтения тех, кто покупает продукцию, то есть — потребительские. Четвертый относится к самим музыкантам: композиторам, исполнителям, лидерам групп, солистам. В данном случае нередко причисление их творчества к какому-либо определенному направлению воспринимается самими музыкантами негативно, иногда как намек на вторичность, что для истинного творца оскорбительно. Я могу их понять, хотя усматриваю в этом не изжитый пока комплекс неуверенности в себе, который со временем сходит на-нет. Но чаще всего сами музыканты причисляют себя к давно признанному направлению, не скрывая того, что являются последователями того или иного известного музыканта с мировым именем, примыкая таким образом к определенному направлению или стилю.

Как показывает мировая практика, от классификации никуда не деться. Все основные издания, каталоги, энциклопедии, справочники и музыкальные сайты построены на подразделении на направления, жанры, стили и виды. Но, если сравнивать между собой то, как подразделяется современная музыка в каждом из них, мы найдем там множество противоречий. Тем не менее, все это помогает хоть как-то разобраться в том, что же происходит в мире современной музыки. Представим себе на минуту, что, войдя в крупный магазин, торгующий аудио-продукцией, мы обнаружим полки с расположенными на них дисками без намека на какую-либо классификацию, все в одной куче. Скорее всего, мы ничего не сможем купить. Я посещаю наши крупные тогровые фирмы и меня не удовлеворяет то, как названы там разделы. Чаще всего это «джаз», «рок», «поп», «диско», «блюз», «шансон» и «классическая музыка». А что стоит добавить к ним, например, «фанк», «фьюжн», «рэггей», «новую волну», «World Music», «ECM», «New Age», не говоря уже о многочисленных разновидностях того же джаза или рок-музыки. К сожалению, ни владельцы кампаний, ни администрация магазинов не имеют четкого представления об этих тонкостях. Как ни странно, именно среди низшего звена на рынке сбыта – продавцов — часто встречаются настоящие меломаны, разбирающиеся во всех тонкостях и в тайне негодующие по поводу косности их начальства. Такой упрощенный подход к реализации продукта наносит явный ущерб бизнесу. А также и создает неудобства знатокам, посещающим мазазины. Но главный ущерб наносится молодым, начинающим коллекционерам, лишая их возможности более учонченного и детального подхода к приобретению альбомов.

Возьмем к примеру старейшее издание американского поп-бизнеса – журнал «Billboard», публикующий списки популярности отдельных исполнителей и коллективов. Его деятельность немыслима без упрощенной классификации, расчитанной на широкого покупателя, если не сказать — обывателя. Но если рассмотреть один из наиблее полных музыкальных сайтов — Allmusic.com – то мы найдем там такое разнообразие терминов (названий направлений, стилей, видов и подвидов), что становится ясно – это изощренный музыковедческий подход, ориентированный на истинных меломанов. Многие термины, обозначенные там, имеют гиперссылки на свои аналоги из параллельных жанров. Так что, один исполнитель может оказаться в самых разных рубриках, причем это бывает связано не только с его многообразным подходом к творчеству в один период времени, а иногда и с принадлежностью к разным музыкальным направлениям в разные периоды его биографии. Это особенно ясно видно на примере таких полистилистов как Майлз Дэйвис, Джон Маклафлин, Джо Завинул, Фрэнк Заппа, Дэйви Боуи, Роберт Фрипп, Чик Кориа, Кит Джэретт.

В предлагаемом ниже списке можно увидеть, насколько богата наша российская действительность творческими коллективами и отдельными личностями, исповедующими некоммерческую, концептуальную музыку. И подавляющее большинство из этого далеко не полного перечня имен ни кем не поддерживается, ни государством, ни меценатами. Здесь есть все: «World Music», «New Age», «New Wave», «Концептуальный джаз», «Фанки-фьюжн», «Сплав джаза и классики», «Камерная импровизационная музыка», «Альтернативная музыка» и многое другое, не поддающееся пока классификации.

«Tanquam» (Ярославль)
“Roz Vitaliz”,
“Sunrise Sunset Project”,
“Pandora Snail”,
“Serdimonana” (Санкт-Петербург),
«Infront»,
«Disen Gage»,
«Cracked Rombix»,
«Ascorbic Acid»,
«Exit Project»,
«Elefant»,
«Кин-Дза-Дза»,
«Inner Drive»,
«By Zero» («Division By Zero») ,
«Кшеттра»,
«Чим Снисто»,
«Reserve de Marche»,
«Группа Александра Костарева»
«Я слева сверху»
“Vision of Sound”
“Uphill Work”
«Трио Дмитрия Илугдина»
Ансамбль Александра Ростоцкого
Ансамбль Вячеслава Горского
Иван Смирнов
Михаил Смирнов
Борис Базуров
Сергей Старостин
Сергей Клевенский
«Подвижники»,
«Blind Vandal» (Архангельск),
«Mystic Morrison Vision» (г.Волжский),
«Vespero» (Астрахань), «Gourishankar» (Сыктывкар).
Антон Горбунов
Владимир Голоухов и Группы «Свидетели Фьюжновы» и «Pervoe Solnce»
Петр Таллалай и Группа “Прёт”
Николай Моисеенко и Группа “Nikolay Moiseenko Project”
Юрий Топчий и “Big Beat Jam”
Анатолий Герасимов
Антон Давидянц и Группа “Impact Fuze”
Алексей Наджаров
Лев Слепнер и Группа “Marimba Plus”
Денис Кудряшов и Группы “Things for Onno” и “Nu Things Band”
Группа “Paromshik Luda”
Группа “Free Spoken Band” ( Екатеринбург)
Трио Алима Настаева
Роман Гринев и Группа “Funk You”
Наталья Скворцова и Группы “Fusion Port” и “Живые люди”
Анатолий Осипов
Группа “Play Mod”
Петр Ившин и группа “Squadro Azzuro”
Александр Довгополый
Павел Чекмаковский
Алексей Заволокин и группа “Джаз Альянс”
Группа “Arturo De Rena”
Группа “Ethno Sound”
Группа “Agephonica”
Группа Фон Фикасу ( Ростов)
Екатерина Черноусова – и группа «Комнаты»
Денис Шульгин — Москва
«Infront» — Питер
«Introspective F.M.» – Ярославль, пять молодых музыкантов, неформальный лидер – Алексей Евланов
«Uphill Work» — Москва
«Roz Vitalis» – Питер
«Намгар» — Сибирь
«Apple.Sin» — Питер