Эрик Клэптон…от СЛОЖНОГО к ПРОСТОМУ

эрик клэптон гитара фото
эрик клэптон фото
эрик клэптон фендер фото
Эрик клэптон с гитарой фото
эрик клэптон unplugged фото
эрик клэптон би би кинг фото
эрик клэптон фото
эрик клэптон и фендер стратокастер фото

КАЗАЛОСЬ БЫ, НЕТ НИЧЕГО ПРОЩЕ РАССКАЗА О ГИТАРИСТЕ ЭРИКЕ КЛЭПТОНЕ. НО НА САМОМ ДЕЛЕ, ЭТО НЕ ТАК, ИБО ПРОТИВОРЕЧИЙ, НЕ ПОДДАЮЩИХСЯ АНАЛИЗУ, В БОГАТОЙ НА СОБЫТИЯ БИОГРАФИИ ОДНОГО ИЗ ИЗВЕСТНЕЙШИХ ГИТАРИСТОВ В МИРЕ БЫЛО БОЛЕЕ ЧЕМ ДОСТАТОЧНО. В ГЛАЗАХ МНОГИХ ЕГО САМЫЙ БОЛЬШОЙ ГРЕХ — ТО, ЧТО ОН НЕ СЖЕГ СЕБЯ И НЕ УМЕР МОЛОДЫМ. ВМЕСТО ЭТОГО КЛЭПТОН БОРОЛСЯ И ВЫЖИЛ, И ОТКРЫЛ ВСЕМ СВОЙ ДАР И ТАЛАНТ.

Бывший алкоголик и наркоман, он несколько раз стоял на краю могилы, но каждый раз судьба давала ему еще один шанс. Не всегда Клэптон использовал эти подарки судьбы правильно. Он создавал шедевры, но порой гнал и откровенную халтуру. Но заслуги Эрика Клэптона перед человечеством однозначно перевешивают все его неудачи. Шестьдесят миллионов проданных пластинок и шестнадцать премий Грэмми….Не стоит забывать, что Клэптон успел побывать пятым «битлом», исполнив виртуозное гитарное соло в композиции While My Guitar Gently Sleeps и написал такие хиты, как Layla, Wonderful Tonight, Tears In Heaven, ставшие классикой при жизни автора.

Эрик Клэптон (Эрик Патрик Клэпп) родился в небольшой английской деревушке Рипли в графстве Саррей в конце второй мировой войны – 30 марта 1945 года. Детство и школьные годы проходили неважно, тщедушный и застенчивый Эрик был вечным аутсайдером в компаниях шпанистых подростков. Да и фамилию Эрику пришлось сменить, ибо ее произношение было идентично одному жаргонному словечку.

Первой услышанной Эриком пластинкой был диск Бадди Холли. Он был потрясен услышанным. Потом были другие рок-н-ролльщики – Бо Диддли, Чак Берри. Эрик с огромным интересом доискивался, кто стоял за ними… и нашел. Это были негры-блюзмены – Мадди Уотерс, Би Би Кинг и великий Роберт Джонсон. О них мы поговорим подробнее в наших следующих обзорах.
Эрик начинает с энтузиазмом заниматься на подаренной ему на 14-летие акустической гитаре Hofner. Он музицирует по много часов в день, снимая партии и соло любимых исполнителей, и достигает в этом серьезных успехов.

В 1962 году Эрик поступает в Kingston College of Art. Он часто бывает в пабе Roadhouse, который был местом постоянной тусовки блюзменов – Алексиса Корнера, Джона Болдри, Сирила Дэвиса. Сменив гитару на полуакустическую, в 1963 году Эрик собирает свою первую группу The Roosters, играющий ритм-энд-блюз. Были и рок-н-роллы из репертуара Фэтса Домино и прочих черных парней. Группа развалилась через восемь месяцев.

Чуть позже Эрик получил приглашение присоединиться к группе Yardbirds, вошедшей в историю музыки как кузница кадров, давшая путевку в жизнь не только Эрику Клэптону, но и не менее блистательным гитаристам – Джеффу Беку и Джимми Пейджу. Команда играла ритм-энд-блюз, композиции были энергичными, раскованными и довольно смелыми. Послушать композиции группы можно вот здесь http://music.yandex.ru/#!/artist/713839. Именно тогда Клэптон получает прозвище “slowhand”, так как из-за своей манеры игры он постоянно рвет струны на своем Fender Telecaster. Но уже тогда Клэптон играет просто фантастически. Клэптон покидает этот коллектив, уступая место гитаристу Джеффу Беку. Сам Клэптон сказал тогда, что не ищет коммерческого успеха, а хочет остаться пуристом блюза.

Поэтому вскоре он присоединяется к группе одного из главных пропагандистов блюза Джона Мэйолла и группе The Bluesbreakers. О нем мы также поговорим подробнее в будущем. С новой группой Мэйолла Клэптон выдавал навороченные, бесконечные и пронзительные блюзовые соло, не слыханные ни в Британии, ни в США. Хотя британский блюз в то время был довольно академичен, Эрик играл агрессивно и одновременно с этим очень мелодично. К этому времени относятся и первые композиторские опыты музыканта, такие как сочиненный им блюз Bernard Jenkins. Послушать блюз можно здесь http://music.yandex.ru/#!/track/51586/album/4228.

Альбом Клэптона “Bluesbreakers with Eric Clapton” предлагаем Вам послушать здесь http://music.yandex.ru/#!/album/4228.
Не смотря ни на что, Клэптон покидает коллектив, объясняя это тем, что он увлекся другими направлениями.
Вскоре музыкальная общественность получила новый коллектив Cream в лице Клэптона, басиста Джека Брюса и барабанщика Джинджера Бэйкера. Стиль этой группы привлекал внимание удачным сочетанием неопсиходелии и сверхэмоционального исполнения блюзовых стандартов (среди них стоит упомянуть Spoonful, Crossroads, Born Under a Bad Sign, White Room, Sunshine of Your Love). Послушать некоторые из них можно здесь http://music.yandex.ru/#!/artist/4672. Эта группа дала миру солидный толчок для развития таких жанров, как хард-рок, психоделия, арт-рок, электроджаз и даже фьюжн.

Но Эрик хотел играть музыку попроще и вскоре вошел в состав группы Blind Faith, в которой помимо Клэптона играли Бэйкер, Стив Уинвуд и Рик Греч. Однако группа оказалась неудачной, потому что так и не смогла реализовать потенциал всех участников. Индивидуалисту Клэптону не нравилось раздувание истерии вокруг группы, и он покинул ее.

Если говорить о гитарных предпочтениях, то к тому времени Эрик перешел с SG/Les Paul на Gibson ES-335 и Fender Telecaster Custom.

В 1970-м Клэптон выступал с Джоном Ленноном и записал свой первый сольник Eric Clapton.

Чуть позже он собрал группу Derek And The Dominoes, знаменитую по романтичной пластинке Layla & Other Assorted Love Songs. Тогда же он сменил свои гитарные предпочтения, перейдя на Fender Stratocaster, на котором играет до сих пор. Он влюбился в жену своего лучшего друга Джорджа Харрисона Пэтти, и именно это вдохновило его на запись композиции Layla. Прослушать некоторые композиции альбома можно здесь http://music.yandex.ru/#!/artist/19383.

Клэптон был раздавлен смертью двух его близких друзей – Дуэйна Аллмана и Джими Хендрикса, и это дало начало его «героиновому периоду», который он проводит на Багамах. В это время он всего дважды появляется на сцене.
Пит Таунзенд из группы The Who организовал возвращение Эрика Клэптона на сцену, устроив для него два концерта в лондонском Rainbow Theatre. Зафиксированные на пленку материалы легли в основу живого альбома Eric Clapton’s Rainbow Concert, вышедший в сентябре 1973 года. Выпущенная на материалах этого альбома пластинка демонстрирует весьма вялого и апатичного Клэптона, однако это дало ему возможность выйти из тени.

Новая глава в творчестве Клэптона начинается в июле 1974 года, когда он выпускает поп-роковый диск 461 Ocean Boulevard с безусловным хитом, песней в стиле регги I Shot The Sheriff, сочиненная ямайским музыкантом Бобом Марли. Слушаем альбом здесь http://music.yandex.ru/#!/album/87199.

Клэптон стремится играть просто и избегает прежней сложности блюзовых импровизаций. «Главное, к чему я стремлюсь как гитарист – к простоте. Если вы много упражняетесь и избегаете очевидных ходов, то из музыки уходит надуманная сложность. Я считаю, что эта сложность совершенно не нужна. Я понял, что это именно то, что я сам хотел бы играть, - сказал Клэптон. – Не длинные соло, не все эти техничные пассажи, а просто хорошие крепкие песни». Вот почему Клэптон не захотел стать 100% блюзменом. Большую часть десятилетия Клэптон находился в поиске своего стиля и никак не мог решить, какую роль он хотел бы играть.

Новой блестящей работой оказался альбом 1977 года Slowhand http://music.yandex.ru/#!/album/87199. Именно на нем прозвучали и мощный Cocaine (прослушайте версию в исполнении Николая Модина в разделе «Моя музыка»), и хитовые синглы Lay Down Sally и Wonderful Tonight. Альбом представляет собой мейнстрим-рок, традиционный блюз и даже кантри с элементами поп-музыки.
Три следующих релиза Клэптона также были довольно сильными работами гитариста. В 1978 году вышел диск Backless http://music.yandex.ru/#!/album/89949. Клэптону снова удалось обрести себя и. возможно, благодаря официальной женитьбе на Пэтти Харрисон. Также стоит отметить, что Эрик начал гастролировать с великим блюзменом Мадди Уотерсом.
Клэптон собрал новый состав блюзовых музыкантов и в 1979 году блестяще выступил в токийском театре Будокан, записав живой альбом Just One Night http://music.yandex.ru/#!/album/89211. Это, пожалуй, лучшая работа Клэптона 70-х.

Нельзя оставить без внимания событие, произошедшее 13 июля 1985 года – грандиозный концерт Live Aid, проходивший в Лондоне и Филадельфии. На нем Клэптон сыграл свою гениальную Layla.

В 1988 году выходит ретроспективный 72-трековый бокс-сет Crossroads, напомнивший о прошлых достижениях музыканта http://music.yandex.ru/#!/track/42367/album/3497.

Следующий альбом Клэптона Journeyman 1989 года http://music.yandex.ru/#!/album/37782 явился шагом вперед, хотя и не ахти каким широким и интересным. Трек Bad Love сделал его лауреатом Грэмми в номинации «лучший мужской рок-вокал». Победил артист, который больше всего сомневался в своих вокальных данных. А ведь и вправду, вокал у Клэптона далеко не самый лучший.
Знаменитые треки Tears In Heaven и My Fathers Eyes Клэптон написал после гибели своего четырехлетнего сына Коннора, выпавшего из окна нью-йоркского небоскреба. Акустическая баллада Tears In Heaven – реквием по погибшему сыну.

Летом 1992 года появился живой альбом MTV Unplugged, который стал самым раскрученным и растиражированным релизом Клэптона за всю его карьеру. Предлагаем Вам посмотреть его в разделе «Видео» нашего сайта.

После этого Клэптон снова возвращается к старому доброму блюзу. Новый шикарный блюзовый альбом From The Cradle http://music.yandex.ru/#!/album/107326 пропитан атмосферой послевоенного электрического блюза. Снова альбом номер один в Америке и получение крайне важной награды – премии Грэмми за лучшее исполнение традиционного блюза. «Блюз – это то, к чему я должен был вернуться, что дает мне вдохновение и облегчает удары судьбы».

С тех пор за редким исключением Клэптон служит только блюзу, сотрудничает с блюзовыми стандартами. Например, стоит упомянуть Riding With The King и Reptile. Послушать их можно здесь http://music.yandex.ru/#!/album/22031 и здесь http://music.yandex.ru/#!/album/61542.

Последние альбомы Клэптона – Back Home, The Road to Escondido и Clapton – удивительно светлые и позитивные работы. По форме это поп-рок, но фактически – самый настоящий блюз с шикарными клэптоновскими импровизациями.

Клэптон превратился в настоящего блюзмена, хотя всегда лишь имитировал блюз. Его мастерство признали такие великие блюзмены, как Би Би Кинг, Бадди Гай и Мадди Уотерс. Даже чернокожий Роберт Крэй, надежда современного американского блюза, называет Клэптона в числе своих учителей.

Не забудьте посмотреть видео с Эриком Клэптоном в разделе «Видео»!

(текст подготовлен по материалам В. Кучеренко)