Джей Джей Кейл

Джей Джей Кейл
Джей Джей Кейл
Джей Джей Кейл
Джей Джей Кейл
Джей Джей Кейл

Джей Джей Кейл (JJ Cale, настоящее имя - John Weldon Cale) родился в 1938 году в Оклахоме, США (Oklahoma City, Oklahoma, USA). В 50-х годах молодой гитарист Кейл уже начал выступать в барах и ночных клубах, а к возрасту 17 лет основал и свою первую рок-группу. Позже он отправился в Лос-Анджелес (Los Angeles), где продолжал играть в клубах, а также работал студийным звукоинженером. Кстати, именно тогда Кейл взял себе имя 'Джей Джей', дабы его не путали с музыкантом из 'Velvet Underground' Джоном Кейлом (John Cale). Кстати, известно, что его ошибочно называли и 'Жан Жак' (Jean Jacques Cale), и это имя несколько раз также внесло некоторую сумятицу в биографию музыканта.

Вообще, Джей Джей Кейл – один из самых 'недохваленных' музыкантов – по общему мнению знатоков-меломанов, слава, которую заслуживал Кейл, раз за разом доставалась не ему, а работавшим с ним музыкантам. В то же время сам Кейл, будучи человеком скромным и не слишком амбициозным, охотно 'отдавал' эту самую славу другим, работая исключительно во имя и во славу Музыки.
Он много или даже очень много работал с другими музыкантами – его гитара звучала на пластинках Эдди Митчелла (Eddy Mitchell), Нила Янга (Neil Young) и Арта Гарфанкела (Art Garfunkel). Знаменитый рок-гимн 'Cocaine', впервые прозвучавший в середине 70-х на пластинке Джей Джей Кейла 'Troubadour', не получил с первого раза должного внимания, зато перепетый Эриком Клэптоном (Eric Clapton) и 'Nazareth' стал самой что ни на есть культовой композицией. Правда ли это или нет, но, говорят, Кейл так рассказывал историю взлета своей песни: 'Сижу я это дома, и тут по радио слышу… собственную песню. Это был шок, конечно. Приятно, а что же — Эрик хороший музыкант, он мне и тогда нравился, да и сейчас я его люблю'. Тот же Клэптон исполнил и прогремел с песней Кейла 'After midnight'.
Примерно такая же участь постигла и потенциальный хит Кейла 'The sensitive kind' - в авторском исполнении песня была 'вглухую' проигнорирована радиоэфиром, зато в перепевке 'Santana' эта песня сразу же попала в музыкальные рейтинги. Примечательно, что Кейл снова был полностью удовлетворен – а, особенно, денежными компенсациями, которые довольно исправно приносили его хиты.
Говорят, слава и популярность действительно никогда не волновали этого странного и невероятно талантливого музыканта.
Между тем, Кейл ровно и с периодичностью раз в два-три года записывал свои альбомы. 'Naturally', 'Really', 'Okie', 'Troubadour' и '5' вышли в 1970-х, а в 80-х он отметился пластинками 'Shades', 'Grasshopper', '#8' и компиляционным сборником 'Special Edition'.
Известно, что в 1970-х Кейл увлеченно собирал гитары, экспериментируя со звучанием и модифицируя их под свои нужды. Сам музыкант признавался, что гитара для него – самое настоящее произведение искусства. До того, как его песни начали приносить стабильный доход, ему никогда не удавалось иметь тот инструмент, который хотелось, и уж тем более не мог Джей Джей даже подумать о том, чтобы иметь две гитары. Подобно многим 'бедным рокерам', для того, чтобы приобрести новую гитару, ему сначала приходилось продать старую.
После 80-х Кейл отошел от активной деятельности, перестал записывать альбомы, а позже на вопросы прессы, чем он занимался все эти годы, просто ответил: 'Да ничем особенным - ездил рыбачить, катался на велике, по субботам стриг газон'.

В 90-х Кейл вернулся, и это событие было радостно встречено его поклонниками, которые, несмотря на очевидную позицию музыканта оставаться в тени, безусловно, 'знали своего героя в лицо'. Кстати, свою фотографию Кейл впервые дал на пластинке лишь в 80-х годах, при этом на своем последнем альбоме 80-х.

В 90-е годы Кейл порадовал альбомами 'Travel Log', 'Number 10', 'Closer to You', 'Guitar Man', 'Anyway the Wind Blows' и 'The Very Best of J.J. Cale'. При этом он так и не оставил сотрудничества с Эриком Клэптоном, которым был очень доволен.
После был еще и отличный концерт 2000 года – 'Universal Masters Collection', а концертником 'Live' того же года Кейл почтил память своего друга и соратника Оди Эшворта (Eddie Ashworth).

В 2004-м вышел 'To Tulsa and Back', а 'The Road to Escondido' он записал с Клэптоном в 2006-м. В 2009-м вышел 'Roll On'.
Вообще, Джей Джей Кейл – человек странный и удивительно 'правильный'. Несмотря на огромное влияние, оказанное им на многих и многих музыкантов, несмотря на впечатляющее количество хитов, он ни разу не изменил себе – не 'вышел на поклон', не требовал внимания, не стремился к славе. Кстати, Марк Нопфлер (Mark Knopfler) открыто называл его своим Учителем, подражая ему и надевая на голову перекрученную, как у Кейла, бандану.