СТИВИ РЭЙ ВОН (Stevie Ray Vaughan)

СТИВИ РЭЙ ВОН (Stevie Ray Vaughan)
СТИВИ РЭЙ ВОН (Stevie Ray Vaughan)
СТИВИ РЭЙ ВОН (Stevie Ray Vaughan)
СТИВИ РЭЙ ВОН (Stevie Ray Vaughan)
СТИВИ РЭЙ ВОН (Stevie Ray Vaughan)
СТИВИ РЭЙ ВОН (Stevie Ray Vaughan)
СТИВИ РЭЙ ВОН (Stevie Ray Vaughan)

Родился 3 октября 1954 года в Далласе, штат Техас (США).

С раннего детства Стиви слушал пластинки, собранные его старшим братом Джимми. На них были записи великих гитаристов: Джанго Рейнхардта, Чарли Кристиана, Джимми Рида, Альберта Коллинза, Кенни Бёррелла и трех «Королей»: Фредди Кинга, Альберта Кинга и Би Би Кинга. Стиви впервые взял в руки гитару, когда ему исполнилось восемь лет. Он рассказывал об этом так: «Я хотел играть на барабанах, но у меня их не было. Затем мне захотелось играть на саксофоне, но ничего, кроме визга, у меня не получалось. Брат играл на гитаре, и я решил попробовать этот инструмент. Брат, уходя из дома, запрещал мне трогать его гитары. Но я пробирался к нему в комнату и играл на них». Шло время, и приятель его брата Дойл Бремелл, услышав однажды, как Стиви играл пьесу Джеффа Бека «Jeff’s Boogie», сказал, что у этого мальчишки есть талант и большое будущее. Позже Стиви скажет: «Он был первым человеком в моей жизни, который оценил мою игру».

В 1968 году Стиви уже играл в своём первом ансамбле: BLACKBIRD. Вскоре он переходит в группу CHANTONES, где играет его школьный товарищ Томми Шэннон. Иногда Стиви играет на бас-гитаре в группе своего брата. Весной 1972 года Стиви бросает школу и переезжает в город Остин, где оказывается в группе CRACKERJACK, блюз-роковом трио, созданном по образцу THE JIMI HENDRIX EXPERIENCE. Год спустя Стиви играет в NIGHT CRAWLERS, популярном ритм-энд-блюзовом ансамбле. В Остине Стиви приобретает видавшую виды гитару «Fender Stratocaster» 1963 года, которая становится его любимым инструментом на протяжении всей его короткой музыкальной карьеры. Он называл эту гитару ласково: «Моя первая жена». В Остине Стиви впервые слышит «живьем» Альберта Кинга. Из его воспоминаний: «У меня в тот вечер был концерт, и после коротенькой программы я подошел к микрофону и сказал, что отправляюсь посмотреть на Альберта Кинга. Когда я добрался до зала, там оставалось человек 70. Я встал на стол рядом со сценой и простоял до конца выступления, упёршись взглядом в его гитару. Посреди концерта он взял микрофонную стойку, перешел в мой угол сцены, поставил её и стал играть и петь только для меня. Он знать меня не знал. Я, должно быть, много кричал. Закончив, он подошел ко мне, протянул свою гитару и пожал руку. Я был ошарашен. Никогда этого не забуду». Позднее Стиви Рэй Вон вспоминал, как несколько лет спустя он оказался на джеме вместе с этим легендарным блюзменом: «Первым делом он подходит, указывает на меня пальцем и говорит: “Я тебя помню, мы встречались где-то три с половиной года назад”. Поразительно, но он никогда не забывает людей».

С 1974 года Стиви начал много и часто играть в клубах Остина с группой PAUL RAY AND THE COBRAS, затем он собрал команду TRIPLE THREAT REVUE с бойкой, весьма амбициозной, самонадеянной и конфликтной певицей Лу-Энн Бартон. Когда певица покинула группу, петь пришлось самому Стиви. Музыканты переименовали группу в DOUBLE TROUBLE и успешно продолжали выступать. К 1981 году гитарист сократил состав до трио и стал называть себя Стиви Рэй. Слухи о новой звезде достигли ушей Джерри Уэкслера из «Atlantic Records», великого продюсера, привлекшего к работе на студии таких артистов, как Рэй Чарлз, Уилсон Пикетт, Арета Фрэнклин, Дуэйн Оллмэн. Мистер Уэкслер специально прилетел в Техас, чтобы послушать молодого гитариста. В результате в 1982 году группа DOUBLE TROUBLE оказалась заявленной в программе Джазового Фестиваля в Монтрё, не имея в активе ни одной записи. В Монтрё Стиви знакомится с Дэвидом Боуи, который приглашает его поучаствовать в записи своего очередного альбома “Let’s Dance”. Гитару Вона можно услышать на трэках альбомов “Let’s Dance” и “China Girl”. Условия работы ущемляли права участников группы, поэтому Стиви отказался поехать с Боуи в турне и вернулся в родной Техас, в Остин, играть с DOUBLE TROUBLE в барах, пабах и ресторанах. Через полгода появился новый шанс: Джексон Брауни, слышавший гитариста на Фестивале в Монтрё, предложил Стиви Рэй Вону записать «демо» в своей студии «Down Town». Записанные материалы попадают к продюсеру Джону Хэммонду-младшему, открывшему миру Чарли Кристиана, Арету Фрэнклин, Билли Холидэя, Боба Дилана и Брюса Спрингстина. Хэммонд приобретает «демо» и содействует заключению контракта между DOUBLE TROUBLE и фирмой «Epic». Первая пластинка группы DOUBLE TROUBLE “Texas Flood” (1983), записанная за несколько дней, расходится полумиллионным тиражом. Диск номинируется на «Grammy» в категориях: «Лучшая запись традиционного блюза» и «Лучшее рок инструментальное исполнение». В течение одного года Стиви Рэй Вон получает три награды журнала «Guitar Player»: «Лучший новый талант», «Лучший блюзовый альбом» и «Лучший блюзовый электрогитарист», опередив самого Эрика Клэптона. Завоевав пьедестал, Стиви Рэй Вон не покидает его даже после смерти: по версии журнала «Guitar Player» он каждый год, с 1983 по 1991, назывался «Лучшим электрогитаристом года». В ноябре 1984 года Вон получает награды от «The Blues Foundation»: «Лучший артист года» и «Блюзовый инструменталист года». Вон становится первым белым человеком, удостоенным такой чести. Но этот огромный успех не вскружил ему головы, Стиви меньше всего думает о себе. Он говорит в интервью: «Более всего я радуюсь тому, что блюз получает признание, которого заслуживает».

Второй диск группы “Couldn’t Stand The Weather” (1984), с потрясающей интерпретацией хендриксовской «Voodoo Child», инструментальными трэками «Stang’s Swang» и «Cold Shot», заглавной композицией «Couldn’t Stand the Weather», становится платиновым. Репутация Вона возносится на вершину Парнаса, и выступление гитариста и его группы становятся желанными в любой стране мира. Третий альбом “Soul To Soul” (1985) стал золотым, а его музыка отражает сильное тяготение музыканта к джазу. Перед Стиви, казалось бы, открывается прямой путь к успеху. Но на его жизни начинает сказываться многолетнее увлечение наркотиками и алкоголем. Сюда можно добавить гастрольные нагрузки и изнурительные бессонные ночи в студии при сведении пластинки Live Alive (1986). Результатом всего этого явились обмороки на концертах и отмены гастролей. В октябре 1986 года на одном из лондонских концертов Стиви Рей Вон теряет сознание. Сделав правильный вывод из случившегося, он проходит «12 шагов» реабилитационной программы «Анонимные алкоголики», сначала в Лондоне, а затем в Штатах (в Джорджии, в Центре детоксикации). К 1988 году, избавившись от порочной зависимости, он заиграл по-новому. Для любителей джаза он устроил настоящее пиршество, сыграв джем с Би Би Кингом и Альбертом Коллинзом на новоорлеанском Фестивале джаза. В 1987 году он появляется в фильме «Back to the beach», сыграв дуэтом с Диком Дейлом пьесу «Pipeline». Кстати сказать, Вон участвовал в создании нескольких саундтрэков для фильмов: «Рокки-4» (1986), «Bull Durham» (1988), «Major League II» и «The Dukes of Hazzard» (посмертно). В 1989 году выходит его следующая пластинка “In Step” с ясной и свежей музыкой, с превосходным инструменталом «Riviera Paradise», ритмичной «The House is Rockin’». За эту работу музыкант снова получает «Grammy» в номинации «Лучшая современная блюзовая запись». В январе 1989 года группа DOUBLE TROUBLE играет в Белом доме на Инаугурации Президента США Джорджа Буша-старшего. В этом же году группа едет в турне по Америке («The Fire and the Fury») совместно с Джеффом Беком, гитаристом, почитаемым Воном с самого детства. Вскоре вместе со своим братом Джимми Стиви Рей Вон записывает альбом: “Vaughan Brothers Family Style”. Этот прекрасный альбом оказался последним в короткой артистической жизни Стиви Рэй Вона. 27 августа 1990 года он выступил в концерте в «Alpine Valley Music Theater» в Ист-Трое (штат Висконсин), где вместе с ним играли маститые блюзмены: его родной брат Джимми, Эрик Клэптон, Роберт Крэй, Бадди Гай. После концерта Стиви сел в вертолёт и полетел в Чикаго. Эрик Клэптон отправился домой на машине. Вертолёт, на котором находился Стиви Рэй Вон, попал в туман и врезался в скалу. Так закончилась славная музыкальная карьера великого гитариста, возродившего в 80-х годах XX века угасающий интерес к блюзу. Диск, записанный вместе с братом, вышел в октябре того же года и достиг седьмого места в хит-параде, что для блюзовой пластинки невероятно. В октябре 1991 года вышли студийные наброски и записи Стиви Рэй Вона. Этот диск –“Sky Is Crying”, собранный братом, за три месяца стал платиновым. В 1992 году под названием “In The Beginning” вышла запись концерта Стиви Рэй Вона и группы DOUBLE TROUBLE, сыгранного 1 апреля 1980 года.

Коллеги по «гитарному цеху» оценивают сделанное Воном чрезвычайно высоко. Для многих из них он является вдохновляющим примером, и уровень его игры недосягаем для них и поныне. Вот как вспоминает Мастера Вона Джо Сатриани: «Как гитарист он обладал неповторимым звучанием и предельной интенсивностью игры. Он играл на самой сложной для исполнителя гитаре «Fender Stratocaster» и играл на действительно тяжелых струнах. Натягивая их высоко над грифом, он проделывал работу большую, чем другие гитаристы. В результате получалось что-то очень крупное, смелое и оригинальное. В августе 1988 года, мы открывали два его шоу в «Pier», в Нью-Йорке, и у меня была возможность слушать его вблизи. Он всегда искал волшебную точку. Обретая это волшебство, он был великолепен. Думаю, что я запомнил самое главное: как он стоит на сцене, понимаете? Весь в поту, с закрытыми глазами, извлекающий невероятные ноты. Интенсивность его игры разрушала его физически. Это был своего рода болевой экстаз. Он играл блюз, и этим сказано все».

Наш короткий очерк о жизни и творчестве великого гитариста Стиви Рэй Вона хочется завершить словами самого Гитариста: «Мне есть что сказать своей музыкой. Необходимо видеть всё в перспективе. Всё на свете – дар, и важно всё время им делиться, иначе он уйдет. Если я начну думать, что это мои личные свершения, они станут моими провалами. Мое призвание – нести добро своим талантом максимально возможному числу людей».