Miles Davis - альбом Milestones

Miles Davis - альбом Milestones

Milestones — студийный альбом американского трубача и композитора Майлза Дэвиса, вышедший в апреле 1958 года на Columbia Records (CL 1193 - ярлыки "шестиглазая Колумбия") в США, в Великобритании на CBS (62308) и Fontana (TFL 5035).

Далее переиздавался: В 1959: на Fontana в Германии, Голландии (682 030 TL) и Франции (682 030 ML). В 1963: в США - Columbia CL 1193 (ярлыки "двухглазая Колумбия" внизу - Guarateed High Fidelity). В 1966: в США - Columbia CL 1193 (ярлыки "двухглазая Колумбия" внизу - MONO) и re-channelled stereo CS 9428 (ярлыки "двухглазая Колумбия" 360 Sound Stereo); в Великобритании - CBS (62308). В 1967: во Франции - CBS 62.308. В 1973: в США - Columbia re-channelled stereo CS 9428 ("безглазые" ярлыки 1970-х). В 1977: в США - Columbia PC 9428 (re-channelled stereo); в Японии - CBS/Sony 25AP 753. Было также несколько переизданий в 1980-х годах в США, Европе и Японии.

ИСТОРИЯ

Milestones записан за две сессии — 4 февраля и 4 марта 1958 года в студии компании Columbia Records на 30-й стрит в Нью-Йорке. Сам Майлз пишет в своей автобиографии, что они записывались в апреле, но этому воспоминанию ни в каких источниках не доверяют, опираясь вероятно на отчёты самой студии. Альбом записан уникальным секстетом, который невозможно было надолго удержать вместе, ибо каждый его участник оказался выдающейся фигурой, проторившей свою славную дорогу в истории джаза.

Основу составлял золотой квинтет, с которым Майлз записал не один шедевральный альбом, как на предыдущем лейбле Prestige, так и на Columbia: Джон Колтрейн на тенор-саксофоне, Рэд Гарлэнд на ф-но, Пол Чамберс на басу, "Филли" Джо Джонс на ударных и сам маеэстро Майлз Дэвис на трубе. Шестым стал Кэннонболл Эддерли на альт-саксе.

Как пишет маэстро в своей автобиографии "Майлз": "У каждого времени свой стиль. То, что делали Птаха [Чарли Паркер по прозвищу "Bird"] и Диз [Диззи Гиллеспи] было стилем того времени, и это было круто. Но теперь время для чего-то другого. И если какая-то группа и собиралась изменить концепцию музыки и перенести её в другое, новое пространство, передовое и свежее, я чувствовал, что это была наша группа... У меня появилась идея, к тому, что мы уже делали — Трейн, Рэд, Джо, Пол и я — добавить блюзовый голос Кэннонболла Эддерли. Я чувствовал, что глубоко укоренённый в блюзе альт-сакс Кэннонболла будет противовесом гармоничной аккордной манере игры Трейна, и его более свободный по форме подход создаст новые ощущения, новое звучание..."

Залучить Кэннонболла удалось само собой, потому что сначала сам Эддерли зазвал Майлза Дэвиса записаться в своём альбоме Somethin' Else, о чём Дэвис вспоминает в автобиографии как о большом удовольствии и чести для него. После чего Кэннонболл пошёл записываться на пластинке Майлза Дэвиса. Milestones знаменит тем, что это единственный альбом, записанный таким блестящим секстетом. Колтрейн и Эддерли после того ещё не раз поработали с Майлзом Дэвисом, а вот Гарлэнд и Джонс никогда больше с ним не записывались.

Но ещё более Milestones знаменит своей заглавной композицией, которой Майлз Дэвис открывает эру модального джаза.

Модальный джаз зародился в процессе непрерывного и безграничного развития импровизации. Как хорошо подметил Даниил Бурыгин в статье "Краткий курс: Модальный джаз": "Логическим продолжением экспериментов боперов по раскрепощению джазовой гармонии ради свободы импровизации стал отказ от стандартной логики последовательности аккордов, которая не давала солирующим импровизаторам зазвучать по-новому. Это удалось сделать посредством усиления ладовой (горизонтальной) функции в импровизации и ослабления роли гармонической сетки." Выражаясь проще, если раньше в традиции джаза музыканты в своей импровизации следовали смене аккордов, то в модальной традиции они перестали зависеть от аккордов и пустились в свободное плавание по модальном ладу, используя различные тональности поверх основной. Ещё проще об этом говорил сам Майлз Дэвис:

"Насколько я понимаю модальную форму, это когда ты играешь в этом направлении — ты можешь продолжать до бесконечности. При этом не надо заботиться о переменах аккордов и прочей фигне. Можно делать гораздо больше с музыкальной партией. Когда работаешь модальным способом, это позволяет увидеть, насколько ты можешь быть изобретателен мелодически. Это совсем не так, когда опираешься на аккорды, и знаешь, что после тридцать второго такта всё вернётся на круги своя и тебе ничего не остаётся делать как повторяться с новыми вариациями. Я постепенно уходил от такого порядка вещей и пришёл к модальному способу, который открывает кучу возможностей."

В альбоме Milestones Дэвис экспериментирует с модальностью только в одной вещи, которая в альбоме называлась "Miles", но стала с тех пор джазовым стандартом под названием "Milestones". Не следует путать её с одноимённым произведением "Miles", которое Дэвис записал в 1947 году с Чарли Паркером.

Принято говорить о заслуге автора композиции Майлза Дэвиса, но стоит отметить, что лучшее соло здесь исполняет на альт-саксофоне Кэннонболл Эддерли. Возможно, это одно из лучших соло в его жизни, очень уверенное, направленное и в то же время расслабленное. Порядок нот в его импровизации как будто не случаен, в них есть какая-то цель и логическая цепочка, которые создают его кипучее, брызжущее радостью звучание, сделавшее Кэннонболла знаменитым. Колтрейн в этом соло тоже силён, но ещё не так уверен. Он раскроет возможности модального подхода несколько позже в своих знаменитых альбомах A Love Supreme (1965) и др. и пойдёт даже дальше Дэвиса в своих экспериментах над модальным джазом.

В остальном альбом представляет собой бибоп импровизации на блюзовой основе. Первый номер "Dr. Jekyll" отличается "лихорадочной пальбой" Дэвиса на трубе, а после него Колтрейн и Эддерди устраивают не менее лихорадочную "дуэль" между собой, и Дэвис "подначивает" их иногда. Эта композиция на самом деле называется "Dr. Jackle". Когда печатали обложку, название перепутали с "Доктором Джекиллом" — известным персонажем, способным превращаться в чудовищного Мистера Хайда из романа Р. Стивенсона "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда".

Второй номер - "Sid's Ahead" (Сид впереди) Майлз посвятил Сиду Торину, известному больше как Симфони Сид. Он долгое время работал диджеем на радио и немало способствовал популяризации бибоп джаза в широких массах американцев. Эта вещь, в противовес первой, гораздо спокойнее. Особенно впечатляет соло Дэвиса, которое резко отличается от несвойственной ему скорострельности в предыдущем номере своей лаконичностью и "экономностью" в движении, за которую Майлз особенно прославился. Басовое соло Чамберса демонстрирует, что контрабас не только ритм-секция, но может на равных потягаться с традиционными солирующими инструментами.

В "Sid's Ahead" Майлз Дэвис сам садился за пианино, когда солировали другие, потому что у него произошла стычка с Рэдом Гарлэндом, и тот покинул группу прямо посреди записи. "Я играл на пианино в "Sid's Ahead" потому что Рэд накинулся на меня, когда я пытался что-то сказать ему и ушёл."

Так или иначе Гарлэнд уже не подходил Дэвису для освоения новых идей, и уход его был логичен. "Я не злился на Рэда, но к тому времени я уже миновал территорию, на которой он ещё мог делать свой вклад," — пишет Дэвис. "Мне нужен был пианист, способный к модальному мышлению, и таковым оказался Билл Эванс..." Но это уже история следующего альбома....

Композицию "Two Bass Hit" (Удар двух басов) написали Диззи Гиллеспи и его пианист Джон Льюис, создавший позже Modern Jazz Quartet. Жемчужиной этой вещи несомненно является тенор-соло Колтрейна — "Трейна", как по-дружески называл его Майлз Дэвис.

"Billy Boy" (Мальчик Билли) была простой народной американской песней, пока не обрела новую жизнь в интерпретации американского джазмена Ахмада Джамаля. Майлз Дэвис был большим поклонником Джамаля, и подыскивая в свою группу пианиста, выбрал Рэда Гарлэнда, потому что у того лучше всего получалось звучать в манере Джамаля. В "Billy Boy" духовые молчат, не издают ни единого звука. Эта вещь даёт полный простор для солирования Гарлэнда и ритм-секции. Этот номер протягивает тонкую ниточку от джаза до его смешения во фьюжн к раннему прогрессивному року, и Кит Эмерсон не мог не знать этой композиции.

"Straight, No Chaser" — знаменитый джазовый стандарт, записанный впервые Телониусом Монком с группой в 1951 году. С тех пор его интерпретировали многие и многие исполнители, но версия, которую записал секстет Дэвиса в Milestones, остаётся пожалуй самой яркой. Это достойное завершение великого альбома. "Straight, No Chaser" - "Чистый, без прицепа" — говорилось в баре, когда заказывали чистый (straight) виски. "Chaser" — это "прицеп", другое спиртное (чаще всего пиво), которым запивали виски для пущего эффекта.

Вскоре после записи Milestones Дэвис уволил Рэда Гарлэнда и ударника "Филли" Джонса за их ненадёжность и непредсказуемость по причине героиновой зависимости. На их место пришли Билл Эванс и Джимми Кобб. С ними и с теми же гениальными саксофонистами, годом позже Дэвис записал фундаментальный для мировой музыки альбом Kind of Blue (1959), в котором модальный джаз развернулся уже не на шутку...

НАЗВАНИЕ

"Milestone" в буквальном смысле "милевый камень", то бишь "верстовой столб" по-русски, а в переносном значении: "рубеж, этап, веха". Альбом Milestones, действительно, стал знаменательной вехой в творчестве Майлза Дэвиса на рубеже между бибопом и новым направлением, в которое он уйдёт с головой в последующее десятилетие — модальным джазом.

Ну и по традиции многих своих альбомов, здесь Майлз тоже каламбурит со своим именем. Название в целом звучит: "Майлстоунз — Майлз Дэвис"...