Ли Ритенур (Lee Ritenour) вне границ музыкальных стилей

Ли Ритенур (Lee Ritenour) вне границ музыкальных стилей
Ли Ритенур (Lee Ritenour) вне границ музыкальных стилей
Ли Ритенур (Lee Ritenour) вне границ музыкальных стилей

Удивительно плодотворной сложилась карьера у "Капитана Пальцев", как прозвали Ли его коллеги за скорость и чистоту звукоизвлечения. Первый сольный альбом "First choice"вышел ещё в далеком 1976 году, и с тех пор гитарист старается радовать публику каждый год выпуском нового. Помимо работы над собственными проектами Ли Ритенур всегда был востребован в качестве сессионного музыканта, что характерно для таких мастеров гармонии звуков, как и он сам. 28 лет прошло после дебютного релиза, как же сейчас "Captain Fingers" смотрит на пройденный этап: "Я, действительно, благодарен своей долговечности в музыке и способности всегда концентрироваться на творчестве, даже когда у тебя дела идут не так". Но тогда, в начале своего творческого пути, вернее, до него Ли Ритенур избирал для себя место в музыкальном пространстве. В 1964 году в возрасте 12 лет отец привёл его в Голливудский гитарный колледж, где молодой гитарист начал осваивать инструмент и в дальнейшем развивать свой стиль. Но Ли уже знал, что хочет играть и джаз, и рок. В этих стилях он выделил музыкантов, игра которых была его стимулом для достижения собственных музыкальных целей: в джазе - Джо Пасс (Joe Pass), конечно, Уэс Монтгомери, Кени Барелл (Kenny Burrell); в роке - Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), Эрик Клэптон (Eric Clapton). "Фьюжн:это по мне, лучшее из двух миров", - так характеризует Ли появление такого явления, как фьюжн (fusion) - сочетание джаза и рока. Очень своевременно! Немного позже Ли Ритенур обратился к латиноамериканской музыке, которую он затем стал регулярно внедрять в своё творчество. На многих его альбомах можно услышать зажигательные ритмы благодаря сотрудничеству с бразильскими перкуссионистами, например, с Армандо Марселом (Armando Marcal), Паулиньо де Кастой (Paulihno da Costa). О своих латиноамериканских опытах сам музыкант говорит, что изучение более изящного звучания джазовых гармоний, ритмов привели его в эту музыку. Примечательно то, что Ли прекрасно ощущает себя в любом стиле и направлении. Исполнив на концерте первую композицию в чистом джазовом ключе, он может поменять свой полуакустический Gibson на электрический Fender, и в следующей уже будет звучать фанковая или джаз-роковая тема. Безусловно, такой новаторский подход к музыкальной деятельности является характерной особенностью и достоинством этого гитариста, так как всё созданное им - это результат искреннего творчества.

В середине 70-х уникальная техника игры стала той самой причиной, по которой Ли Ритенура приглашали для записи своих альбомов самые именитые группы и исполнители - Херби Ханкок (Herbie Hancock), Стэнли Кларк (Stanley Clark), Квинси Джонс (Quincy Jones) и др. "Captain Fingers" полностью тогда сформировал свой универсальный стиль. В его мелодических линиях содержится свойственная ему элегантная фразировка, в которой прекрасно сочетаются различные приёмы игры на гитаре. Конечно, всеми этими возможностями он овладевал днями и ночами напролёт в период своей учёбы. Многое Ли Ритенур перенял у гитаристов 60-х, например, у Уэса Монтгомери, игру октавами большим пальцем правой руки, которая даёт мягкий плавный звук в отличие от медиатора. Умение играть на классической гитаре, с канонической постановкой обеих рук, только ещё более делает творчество этого музыканта привлекательным.

Все 80-90 гг. Ли Ритенур продолжает развивать свои творческие замыслы. Его альбом "Harlequin" 1991 года получил грэмми. Также все эти годы Ли сотрудничает с другими блистательными музыкантами. В том же 91 году состоялся концерт под названием "Ли Ритенур и друзья", который проходил в Лос-Анджелесе. Среди музыкантов, приглашенных для совместного выступления, были многие из тех, кто был рядом с Ли до, и ещё будет после: Фил Перри (Phil Perry), Боб Джеймс (Bob James), Харви Мейсон (Harvey Mason) , Эрни Уоттс (Ernie Watts) и др. Композиции, исполненные на этом знаменательном концерте, снова изобиловали многообразием стилевой принадлежности так, что, в конечном итоге, думается, что любой сторонник разграничения музыкальных жанров в этом случае может и запутаться. Проще говоря, выдающийся гитарист Ли Ритенур смог преодолеть различные формальные границы музыкального пространства, как это делают, впрочем, многие другие музыканты такого уровня.

"Это прекрасно, что я всё ещё могу создавать музыку, которую люблю!",- как-то раз сказал Ли.