Ли Ритенур

Ли Ритенур

Ли Мэк Ритенур (Lee Mack Ritenour) родился 11 января 1952 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния.

Музыкально одарённый, он начал играть на гитаре в возрасте пяти лет. В восемь лет его интерес к инструменту выходит за рамки обычного. "Я изучал записи и слушал, как гитаристы играли в студии, - рассказывал Ритенур в интервью журналу Rolling Stone. - Я смогу играть так, думал я. Я не понимал тогда, как и многие молодые гитаристы не понимают, что самая сложная часть - изобретать". Родители поддерживали Ли, часто находя для него новых и лучших инструкторов. В возрасте 12 лет Ritenour был под опекой Дюка Миллера (Duke Miller), будущего главы отдела гитары в Университете Южной Калифорнии и считающегося в то время лучшим преподавателем гитары в Лос-Анджелесе.

Студийные сессии в возрасте 18 лет

В юношеском возрасте Ли Ритенур играл в своей первой группе Esquires, а затем в серии других подростковых групп. Ему было всего 15 лет, когда Джон Филипс (John Phillips), лидер рок-н-ролл группы the Mamas and the Papas услышал его игру, а затем нанял играть в студийной сессии. Ритенур вместо этого сделал выбор продолжить свое образование. Он поступил в Университет Южной Калифорнии, где изучал классическую гитару с другим известным музыкантом, первым в своей области - Кристофером Паркенингом (Christopher Parkening). Ли обучался в университете в течение двух с половиной лет, пока не предоставилась возможность играть с бразильским эстрадно-джазовым музыкантом Сержио Мендесом.

Гастроли с Мендесом были «входом» для Ритенура в латинскую музыку и к престижным музыкантам, в том числе джазовому пианисту и продюсеру Дэйву Грузину (Dave Grusin). Настоятельно рекомендуемый Грузином для игры в студии, Ритенур работает от 15 до 20 сессий в неделю, войдя в прибыльный бизнес в начале семидесятых годов.

"Когда я начал работать в студии, - рассказывал Ритенур, - они попросили меня звучать как и все другие гитаристы. Но я имел своего рода мужество, чтобы идти дальше. Там очень много сессионных музыкантов, которые всегда звучат так же, как и все остальные. Очень трудно студийному музыканту найти идентичность. Но я начал искать свою, и в конце концов, нашел её".

Прозвище «Капитан Пальцы»

Через три тысячи сессий с такими звездами, как Джордж Бенсон (George Benson), Стили Дэн (Steely Dan), Оливия Ньютон-Джон (Olivia Newton-John) и группа Bee Gees, Ли Ритенур получил прозвище Captain Fingers. Примечательно, что работа была прибыльной, но Ritenour нервничал. "Мне всегда нравилось, - признался он Down Beat. - Это самая важная вещь для меня. Это то, что держит меня свежим".

В 1976 году он сделал свой сольный дебют с альбомом First Cause и экспериментировал с работы в группе. Состав его группы Friendship, сформировавшийся в конце 1970-х, был временным, но гитарист продолжал работать с весьма успешными музыкантами сессии в студии.

Ли Ритенур гастролировал и записывался как лидер и аккомпаниатор в начале 1970-х. Он легко перемещается вперед и назад между роком и джазом, добавив свою любовь к бразильской музыке. Ритенур помог определить звук West Coast фьюжн в релизе 1977 года выпуска Captain Fingers, на котором использовал гитарный синтезатор. Будучи пионером в использовании synthaxes, компьютеров и контроллеров, он превозносил музыкальные технологии в интервью Down Beat: "Это просто невероятно, что происходит в музыкальном мире. Новаторство в оборудовании просто революционное, и есть много хорошей музыки, сделанной с помощью этих устройств".

В 1979 году он был привлечён к записи альбома The Wall группы Pink Floyd, в частности, Ли Ритенур исполнил гитарные партии в песнях «Run Like Hell» и «One of My Turns».

Успешные альбомы

В 1981-м альбом Ли Ритенура под названием Rit показал его внимание к поп-музыке и вошёл в семь различных музыкальных чартов, включая ритм-энд-блюз, диско, Adult Contemporary и джаз. Festival, его весьма успешный 1988 LP, взял первое место в семи музыкальных чартах. Альбом с участием выдающихся бразильских музыкантов Джоао Боско (Joao Bosco) и Каэтано Велозу (Caetano Veloso), а также различных музыкантов нью-йоркской студии, побудил побудил журнал People упомянуть Ритенура как «первого среди равных в smooth-джазе и вьюжн».

1980-е ознаменовали период творческих успехов для Райтнаура, он продолжал записывать альбомы, экспериментировал в жанрах латиноамериканской (особенно, бразильской) поп-музыки, а пластинка 1985 года Harlequin, созданная совместно с пианистом Дэйвом Грузиным и бразильским музыкантом Иваном Линсом, принесла долгожданную премию Грэмми в номинации «Лучшая инструментальная аранжировка».

"Я думаю, что есть определенный уровень зрелости у некоторых музыкантов, которые, может быть, чувствуют ограниченность современных вещи, - размышлял Ритенур в интервью Down Beat после выпуска в 1990-м своего straightlaced джазового альбома Stolen Moments (Украденные Моменты). - Может быть, нам нужно подышать свежим воздухом, немного отдохнуть". Критики были застигнуты врасплох записью, в которой не хватает технологий и бразильского влияния, распространенного в его предыдущих альбомах. "Это настоящий джаз, выполненных в высоком стиле, который не знает сроков", - писал Stereo Review.

Stolen Moments отражает отказ Ли Ритенура от процесса клонирования, который он видит в фьюжн-тенденцию звукозаписывающих последовательно выпускать на рынок повторяющийся тип альбомов. Guitar Player оценил музыканта за его оригинальность: "Гораздо больше, чем перепевы старых стилей, альбом искрится свежестью, музыкант стремится опробовать новые идеи в более свободной обстановке".

В 1991 году к Ли Ритенуру присоединились клавишник Боб Джеймс (Bob James), барабанщик Харви Мейсон (Harvey Mason) и басист Натан Ист (Nathan East), чтобы сформировать поп-джазовую группу Fourplay. Их одноименный дебютный альбом содержит песни, которые Entertainment Weekly называет "отлично hummable" и "отлично отполированными".

Несмотря на успех коллектива (Fourplay были несколько раз номинированы на премию Грэмми, а в 2007 получили признание в Конгрессе США, в 1998 году Ритенур решил отказаться от участия в группе в пользу сольных записей, и на его место пришёл Ларри Карлтон.

В 2000-х Ли продолжал записывать альбомы, а также принимал участие в 8-й, 9-й и 10-й ежегодных церемониях Independent Music Awards в качестве члена жюри, оценивающего выступления независимых музыкантов.

В июне 2010 года, в честь 50-летия своей музыкальной карьеры, Ритенур выпустил альбом под названием 6 String Theory (число 6 символизировало количество музыкальных жанров, в которых чаще всего применяется гитара: джаз, рок, блюз, кантри, классическая музыка и акустическое исполнение). В записи были задействованы Стив Лукатер, Нил Шон, Джон Скофилд, Слэш, Пэт Мартино, Майк Стерн, Джордж Бенсон, Би Би Кинг, Энди Маккей, Джо Робинсон и Гатри Гован.

9 ноября 2012-го Дэйв Грузин и Symphonic Jazz Orchestra представили премьеру Symphonic Captain’s Journey Ли Ритенура. Состоящий из 67 музыкантов Symphonic Jazz Orchestra дал десятый юбилейный концерт с участием обладателя Грэмми и Оскара пианиста и композитора Дэйва Грузин. Дирижировал оркестром Митч Гикман (Mitch Gickman), произведение прозвучало в аранжировке Гордона Гудвина (by Gordon Goodwin).

Ли Ритенур активно выступает, иногда вместе с гитаристом Майком Стерном (Mike Stern), тогда к ним присоединяются Мелвин Ли Дэвис (Melvin Lee Davis) на бас-гитаре и Сонни Эмори (Sonny Emory) на барабанах.

Творчество

Своими кумирами среди гитаристов Ли Ритенур считает Джимми Хендрикса, Кенни Барелла, Джо Пасса, Эрика Клэптона, но в первую очередь Уэса Монтгомери, которому он посвятил альбом Wes Bound (1993). В 1980-х Ли обратился к латиноамериканской музыке (начиная с альбома Rio), которую он затем стал регулярно внедрять в своё творчество, на многих его альбомах можно услышать зажигательные ритмы, в том числе, и благодаря сотрудничеству с бразильскими перкуссионистами Армандо Марселом и Паулиньо де Кастой.
Особенностью стиля игры Ритенура является сочетание различных музыкальных стилей и приёмов игры на гитаре, помимо этого он многое перенял у гитаристов 1960-х, например, игру октавами большим пальцем правой руки, которая даёт мягкий плавный звук в отличие от медиатора.