Лед Зеппелин

Лед Зеппелин

В 90-е Джимми Пэидж и Роберт Плант записывались и выступали как Page And Plant. Название альбома Unledded предполагало, что они хотят, чтобы их рассматривали как самобытное явление, не связанное с Led Zeppelin. В интервью они не желали говорить о прошлом, ограничивая журналистов тематикой их текущей деятель ности и нового материала. Я видел, как они играли в Софии, где, к ужасу группы, мест¬ный промоутер рекламировал их как Led Zeppelin. Его быстро переубедили. Концерт был потрясающим — не только потому, что на него пришло огромное количество изго¬лодавшихся по року болгар, но и с художе¬ственной точки зрения тоже. Пэйдж и Плант все еще знали, как наполнить боль¬шую площадку чувственным, гигантским роковым шумом. В том же туре они играли в Shepherd’s Bush Empire, и, хоть этот кон¬церт тоже прошел успешно, он не выглядел как мега-событие. Второй альбом Page And Plant продавался вяло, и партнерство иссякло.

Перенесемся в 2007 год, когда, прибегнув к услугам Джона Пола Джонса и сына Джона Бонэма, Джейсона, Пэидж и Плант получили полное право торговать под вывеской Led Zeppelin, что привлекло к ним интерес поистине космического мас¬штаба. Казалось бы, что в имени тебе моем? В рок-музыке — все, как обнаружил, к свое¬му неприятному изумлению, Роджер Уот¬ерс, когда расстался с Pink Floyd. На этот раз не было Shepherd’s Bush Empire. Около 20 миллионов человек претендовали на билеты на это шоу, и только 18 тысячам удалось их заполучить.

Само собой разумеется, лучше побывать на концерте, чем послушать диск или посмотреть DVD, но в случае с Led Zeppelin это особенно актуально. Их саунд, столь бедно воспроизводимый в эпоху CD, как отдаленный шум моря, является, в живом соприкосновении, настоящим цунами. Led Zeppelin — огромный организм чистого концентри¬рованного рока, созданный для того, чтобы затопить стадион музыкой таким способом, каким ни одна из других групп, выступающих в наши дни на 02 — от The Fall до Pink Floyd — просто не умеет.

Вы можете быть уверены в том, что концерт на 02 был триумфальным. В записи это ощущается лишь немногим меньше. В Good Times, Bad Times, очень грамотно подобранной для открытия шоу, Плант предусмотрительно уводит свой голос в нижний регистр. Что ж, теперь, когда 1969 год остался позади, он не может наскрести достаточно хриплых высоких нот, чтобы соответствовать прежним стандартам — по крайней мере, в течение длительного времени. Гитара Пэйджа, однако, в меньшей степени под¬верглась износу под влиянием лет — и в Black Dog on все еще может снести крышу теми самыми зубодробитель-ными риффами. А в In My Time Of Dying, одном из ключевых моментов Physical Graffiti, он выжимает из грифа гитары тот же стонущий, заря¬женный энергией эротизма, тяже¬лый и черный материал, что и в ори¬гинале. Его игра не слишком изы¬сканна, в ней много дрожащего гула и неточностей в деталях. Так, в том, что касается Dazed And Confused, все еще звучит достаточно хорошо — но тот классический момент, когда он выбивает вас из задумчивого состоя-ния громовой вспышкой ревербера-ции, выглядит менее резким и умело обработанным, чем на The Song Remains The Same или на бутлеге.
Это выглядит так, будто старые инстинкты покинули Джимми.

Версии Ramble и Stairway То Heaven срабатывают не совсем должным образом, опираясь на созданный в студии контраст между их буколической аку¬стикой и развернутыми электрически¬ми элементами. Здесь, в окружении преимущественно электрических номеров, они чувствуют себя неуютно. Однако, возможно, это всегда было так.

Джону Полу Джонсу отдано долж ное, когда он оказывается в центре внимания с клавишами, лежащими в основе головокружительного буги- вуги Trampled Underfoot, задает тон в Misty Mountain — и он являет собой, как ожидалось, живое напоминание о том, что успех Led Zeppelin стал возможен и благо¬даря ему тоже. В Kashmir Джейсон Бонэм храбро воспроизводит громо-подобные удары барабанных палочек своего отца. А Плант не менее храбро пытается добавить в свой голос муэд- зинские нотки. Получается что-то в духе Наташи Атлас. Слушатель волен восхититься или поежиться — в зави-симости от вкуса.

Когда речь идет о реюнионах, груп¬пы могут никогда не говорить «никог¬да». Но этот релиз выглядит, как совершенно последнее «ура», провоз¬глашенное в честь, возможно, величайшей рок-группы всех времен.