JAZZ ROCK

JAZZ ROCK
JAZZ ROCK

Начнем с предупреждения: джаз-рок иногда — штука пугающая, он не для каждого. Но. может быть, вас пораду¬ет тот факт, что “истинных” любителей джаза он бесит не меньше, чем закоренелых рок-фэнов. Вы наивно полагаете, что, перейдя на электричество, Дилан сделал большое дело? Так вы еще не слыша¬ли тех злобных выпадов, которыми был встречен Майлз Дэвис, когда он вышел на сцену в середине 60-х вместе с бандой сумасшедших придурков, которые пого¬ловно использовали педали “wah-wah”.

Джаз-рок, или фьюжн. стал последним вздохом джаза, последней волной энер-гии и креативной мощи, перед тем как джаз превратился в омерзительную ин-дустрию, которой и остается по сей день. Вообще, определить понятие “джаз-рок” довольно сложно. Для таких групп, как Mahavishnu Orchestra, он включал в себя хард-рок-структуры, но с элементами сложных импровизаций.

У рока и джаза есть общие предки — блюз, даже рэгтайм — но только в середине 60-х эти два жанра слились в один, который и стал называться джаз- роком или фьюжном. Такие группы, как The Grateful Dead. The Byrds и The Doors очень вдохновлялись, к примеру, творчеством того же Джона Колтрейна (послушайте подряд Light My Fire The Doors и Ole Колтрейна), хотя джазмены и поклонники джаза склонны считать рок жанром второстепенным.

К 1967 году рок-музыканты стали го-раздо креативнее, и тут уже джазмены начали перенимать опыт у Джими Хен-дрикса, Джеймса Брауна, The Beatles и Sly & The Family Stone. Был в этом и определенный коммерческий интерес, поскольку джаз перестал быть домини-рующим жанром популярной музыки.

Это была улица с двусторонним движением: такие рок-музыканты, как Джефф Бек, Джинджер Бейкер и великий покойный Томми Болин, стремились расширить свои творческие возможности, и одобрение джазового братства было для них все равно что тестом на профпригодность. Останься Хендрикс в живых, он бы, несомненно, продолжил идти тем же курсом, который наметился в Band Of Gypsies, и стал бы звездой джаз-рока.

С конца 60-х и до середины 80-х альянс джаза и рока производил на свет едва ли не самую потрясающую, оригинальную и гипнотическую музыку 20 века (но, справедливости ради, заметим, что по¬путно и немало непригодного для слуха мусора). Многое из того, что мы называем прогрессив-роком — Yes, ELP, King Crimson пост-Red’oBcкого периода — это. на самом деле, тот же джаз-рок. И сегодня мы можем наблюдать влияние Mahavishnu Orchestra и Майлза Дэвиса на такие непохожие команды, как Tool. Mastodon и The Mars Volta.

Так что не бойтесь джаз-рока, ныряйте в него прямо с головой.