Являясь вторым сольным альбомом, Hot Rats является первым действительно самостоятельным в карьере Фрэнка Заппы, так как в нем он полностью свободен от наследия и теней прошлого коллектива The mothers of invention.
В этой короткой, но фундаментальной работе Заппа уверенно заявил и доказал всем, что он самодостаточный музыкант, обладающий отменным музыкальным талантом и смелостью отвергать сформировавшиеся популярные и коммерческие устои и быть независимым от рынка. А число знаковых музыкантов, принявших участие в записи работы, лишь подтверждает незаурядность пластинки.
В работе с Заппой отметились «Капитан Бифхарт» единственный вокал на альбоме, Макс Беннет – бас-гитара, Жан-Люк Понти, Дон Харрис скрипка, Шаги Отис и старый друг Фрэнка Заппы – мультиинструменталист Йен Андервуд.
Альбом является ярким примером того, как талантливый рок музыкант смело обратил свой взгляд на новые горизонты объединения стилей. В большей степени Hot Rats – это инструментальный альбом, за исключением второго трека Willie the Pimp, где вокальные партии исполнил мастер зрелищных сцен «Капитан Бифхарт».
В целом альбом показывает многогранность Заппы как композитора и музыканта, хоть он и активно пользуется своим гитарным опытом из рок культуры, но делает это мастерски, исполняя блюзовые пассажи на крайне высоком уровне.