Брайан Зетцер Оркестра

Брайан Зетцер Оркестра
Брайан Зетцер Оркестра

«Не буду говорить, что это крепкий орешек» говорит Сетзер об аудитории своего Big Band, «но это определенно не те, кто будет сидеть на месте»
От клубов Нью-Йорка до рок-подвалов Кливленда, от открытых фестивалей и амфитеатров в Калифорнии до престижных джазовых фестивалей в Монреале и Европе 17 участников Brian Setzer Orchestra покоряли публику. Этот оркестр, в котором пять саксофонов, четыре трубы, четыре тромбона, пианино, контрабас,
ударные и электрическая гитара, возрождает рок-н-ролл для всех – от подростков до пятидесятилетних. Сетзер, несомненно самый татуированный лидер группы в истории, заново определяет музыкальные приоритеты.

На альбоме Guitar Slinger, записанном на студии Interscope Records, втором альбоме группы и первом, записанном под этой маркой, который продюсировал легендарный Paul Ramon (Count Basie, Paul Simon, Sinead O'Connor, Barbra Streisand, Paul McCartney), Brian Setzer Orchestra комбинирует несколько музыкальных элементов, чтобы создать уникальное звучание оркестра Сетзера: классика Count Basie, блюзы Луиса Джордана и собственная, Сетзера, версия американского рок-н-ролла. «Я занимался этим, не рассматривая это как новшество» говорит Сетзер, чьи альбомы разошлись тиражом более чем в восемь миллионов копий по всему миру. «Я не знал, сколько записей мы должныбыли продать или сколько концертов сыграть. Но я знал, что мы все делаем правильно. Это что-то совершенно новое , и если все хорошо, то людям это понравится. Это была огромная ответственность, но дело того стоило. Многие ли могут сказать, что они сделали что-то, чего до них никто никогда не делал?»Для Сетзера это проект - не возрождение прошлого, а оживление настоящего. «Это прежде всего рок», говорит он. «Рок в Big Band, играющем так же громко, как любая рок-банда, а не джаз и не свинг».

В отличие от безумно расхваленного дебютного альбома Brian Setzer Orchestra , вышедшего в 1994 году и названного так же, как группа, на Guitar Slinger больше оригинальных произведений, чем кавер-версий , и его содержание проникнуто духом рок-н-ролла : отчаянные парни, балансирующие на самом краю, роковые женщины на каблуках, пронзающих, как стилет, и бунтовщики вроде John Kool .Не в первый раз Сетзер воскресил жанр. Stray Cats не только вернули музыку rockabilly, но и вызвали взрыв интереса к сопровождающему ее стилю. Сетзер считает, что тоже самое происходит с поклонниками его Big Band. «Я называю это “Kustom Lifestyle” . Они нашли корни музыки, нашли, откуда появился Big Band, они придут послушать блюзового исполнителя или отдохнуть на вечеринке, или полностью погрузятся в музыку swing. Это люди, которым нравится альтернативная музыка.Brian Setzer Orchestra возник в результате случайной встречи, перерос в эксперимент и сейчас представляет собой самостоятельное явление в музыке. В конце лета 1992 года в Лос Анджелесе компания парней,играющих на духовых инструментах, устроила вечеринку в доме по соседству с домом Сетзера. Один из них увидел его и позвал : «Брайан, бери свои свою гитару и заходи!» Сетзер присоединился к ним . “Они думали, что я не выдержу, буду отставать. Они играли фрагменты Thelenious Monk, Miles Davis и другие довольно сложные вещи, которыми пытались меня достать. И через некоторое время вывод был – «Этот парень в порядке, он может играть». Быть может, причина, по которой этого не замечали раньше, была в убеждении, что вы не можете играть, не умея читать ноты и писать музыку и не зная джазовых аккордов. Вы должны корпеть над этими аккордами и играть по ним. Сыграв вместе несколько раз, Сетзер решил создать несколько номеров и об’единиться в Big Band в надежде дать несколько выступлений в Южной Калифорнии. В декабре 1992 Brian Setzer Orchestra дебютировал в клубе на Западном побережье. Уже после третьей песни вся публика была на ногах. После второго выступления в Лос Анджелесе Brian Setzer Orchestra стала самой «горячей» группой города.В 1994 году, следующем после выхода дебютного альбома, Brian Setzer Orchestra предприняли коммерческий тур из 50 концертов по Северной Америке, который включал необыкновенное представление на джазовом фестивале в Монреале следующим летом.

«Когда мы начинали, мы были как любая новая группа, неважно, 3 в ней человека или 17. Мы должны были стать командой, найти свое лицо Это было даже труднее, чем обычно, потому что у нас не было примера для подражания. Если вы хотите создать панк-группу , то у вас перел глазами Sex Pistols. Здесь же были в основном джазовые музыканты, и мне было трудно об’яснить им , как играть рок. Но мы одолели эту дорогу и к джазовому фестивалю в Монреале мы уже были командой. Мы сделали это, потому что нам это нравится.»

Может быть, кого-то удивит, что идея Big Band интересовала Сетзера долгое время. Setzer родился в Grennwich Village, в Нью-Йорке. Он вырос в Массапекуа, Лонг-Айленд, и первым инструментом, на котором он начал играть в 8 лет, был(а) euphonium, а не гитара. Он играл на духовых инструментах 10 лет, и их влияние на его музыку с тех пор довольно сильно. Даже когда он начал брать уроки гитары (также в 8 лет) , его учителем был саксофонист. Подростком он бросил занятия и подался в город болтаться по джазовым клубам. Из-за возраста ему приходилось тайком пробираться в такие места, как Village Vanguard и Village Gate. Setzer вспоминает, что однажды, когда он увидел оркестр Мела Льюиса, он подумал : « Классная идея, когда лидер в Big Band – гитарист». Но история как будто сговорилась против этой идеи. Акустическая гитара не была традиционно лидирующим инструментом в музыке Big Band, а электрическая гитара только-только начинала подавать голос в 50-х годах, когда в Big Band активно проникал рок-н-ролл.

В конце 80-х молодые Stray Cats уехали из Америки в Лондон. За время их пребывания там трио стало полной сенсацией в Англии, Европе и Японии. Однако в Америку два их ранних альбома, The Stray Cats и Gonna Boll, пришли в качестве импорта. Затем наступил прорыв : альбом Built For Speed (1982), включивший 3 хита из первой десятки (“Stray Cat Strut”, “Rumble In Brighton” and “Rock This Town”), достиг второго места в списке популярных альбомов и получил платиновую награду. Но идея создания Big Band все еще не покидала Сетзера. Переезжая из города в город, он в автобусе слушал Gene Krupa и Bobby Darin, репетировал джазовые аккорды и представлял, как его песни могли бы звучать в аранжировке для Big Band . Далее последовал золотой альбом Rant N’ Rave With Stray Cats (1983), затем Rock Temporary (1986), Blast Off (1989), Rock This Town : Best Of The Stray Cats (1989) и Choo Choo Fish (1992). Вышли также 2 альбома с сольными номерами Сетзера – Knife Feels Like Justice (1986) и Live Nude Guitars (1988). Потом он был представлен на альбомах Роберта Планта ( Robert Plant) , Боба Дилана, Пола Роджерса и Рики Ли Джонса.

В 1996 году Сетзер вместе с Брайаном Адамсом возглавит шоу ''Duets” и его можно будет услышать на саундтреке к Striptease и вновь выпущенном альбоме Aristocats (ранее он содействовал выходу альбома The Songs Of West Side Story). «Я чувствую себя очень удачливым. Я прошел через 80-е и сохранил уважение к себе как хороший гитарист. Когда люди слышат игру Клэптона, они узнают его.

Все, чего я хочу, это чтобы, услышав мою игру, люди говорили : «Это Брайан».

Когда создание Big Band наконец-то завершилось, это застигло Сетзера врасплох. «Насколько много можно использовать электрогитару? Ведь это же не рок-музыка - с одними духовыми. Я создал банду ради развлечения, а теперь у нас выходит уже второй альбом.» В результате первый альбом в значительной степени состоял из кавер-версий. «Процесс записи шел так быстро, что у меня не было времени создать альбом, состоящий из оригинальных песен, и я продолжал собирать его по кусочкам.

Для альбома Guitar Slinger я сперва написал песни. Поэтому они сами встали на свои места. Встреча с Joe Strummer была счастливым совпадением. Сетзер и бывший лидер Clash оба были чужими в Лондоне. «У нас обоих были старые кадиллаки, у него 55, а у меня 60.» говорит Сетзер «Однажды он позвонил мне, хотел узнать, где можно достать запчасти.» Strummer провел с Сетзером пару месяцев, они вместе гоняли на машинах и , конечно, писали песни.

Сетзер продюсировал свой первый альбом, но еще одно совпадение привело к тому , что у Guitar Slinger появился новый продюсер. Phil Ramone увидел выступление группы и сказал ему «Я хочу это продюсировать». «В самом деле?» спросил Сетзер, у которого было хорошее настроение. На что Ramone ответил : «Вам нужно записываться так же, как вы играете вживую. Если гитара тебе не мешает, поет вместе с тобой, то группа звучит совсем по-другому». Ramone надел наушники и прокрутил P.A., убрав духовые. Хотя это не был живой альбом, музыканты играли на Guitar Slinger так, как будто он был живой.